Партнерство или кабала?

Партнерство или кабала?

У проекта «Турпомощь» имеется оппозиция и она проявляет активность.

Средние и небольшие нишевые туроператоры выражают недовольство по поводу принудительного членства в объединении «Турпомощь».

Недовольные компании начали направлять в адрес различных госструктур письма с требованием приостановить работу «Турпомощи» на время дополнительного обсуждения формата этой организации. Для чего предлагается созвать общероссийскую конференцию туроператоров.

Если туристы уже защищены фингарантиями в размере от 1 млн рублей и выше, то зачем еще делать взнос в размере 100 тысяч рублей еще и в «Турпомощь». Дополнительный ли это своего рода «налог» на ведение операторского бизнеса?

Протестные письма отправляются в ФАС, в Минкультуры, к которому теперь приписан российский туризм, а также в профильный комитет Госдумы.

Текст (открытого) письма выглядит следующим образом:

Мы, представители малого и среднего туристского бизнеса, очень просим Вас не оставить без внимания наше письмо. Суть обращения заключается в следующем: с 1 ноября 2012 г. вступили в силу отдельные положения Федерального Закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.05.2012 № 47-ФЗ).

По «отдельным положениям», а именно ст. 11. 1- 11.5, указанного закона принято законодательное решение об образовании Объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Объединение основано на обязательном членстве юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, подтверждением которой является предоставление  в Ростуризм документа об оплате взноса в компенсационный фонд упомянутого Объединения. Ассоциация «Турпомощь» образована 05 октября 2012 , основной ее целью является оказание экстренной помощи туристам при неисполнении и ненадлежащем исполнении обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Решение о создании подобной ассоциации появилось у властных структур после ряда банкротств  крупных туроператоров, в том числе скандала, связанного с деятельность  компании «Ланта-тур». На первый взгляд – гуманно. Туристам, вдруг оказавшимся в ситуации «невъездных» в Россию, обязуется помочь «Турпомощь». Однако за внешне благородной миссией необходимо видеть реальность и предвидеть необратимые последствия, к которым приведет исполнение «дополнительных положений в ФЗ «Об основах туристской деятельности».

Мы, нижеподписавшиеся, категорически не согласны с введенными законодательно положениями, выдвигая следующие аргументы:

1. В соответствии с законодательством туроператоры уже имеют финансовую гарантию, назначение которой – страхование рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением услуг, связанных с организацией поездки. Понадобилось несколько лет, чтобы механизм финансовых гарантий был запущен в действие и стал инструментом для возмещения убытков туристам в случаях возникновения прецедента. Конечно, не все проходит идеально, судебная практика складывается медленно, есть противоречия, и весьма существенные, названного выше закона с ФЗ "О защите прав потребителей". Однако вместо доработки "базиса" туристскому сообществу спускают сверху нововведения, которые совершенно очевидно дублируют существующую систему финансового обеспечения. Возникает законный вопрос: а зачем тогда финансовые гарантии? Как разделить функции ассоциации «Турпомощь» и страховых компаний, которые должны покрывать риски обанкротившихся туроператоров?

2. То есть, туроператорам навязали своего рода МЧС, с некоторой, впрочем, разницей. Реальная МЧС вылетает на место природных, техногенных катастроф, в зону военных действий, а "Турпомощь" должна спасать туристов, оказавшихся заложниками туроператоров. Тех из них, чья деятельность вызвала "экономические трудности". При этом покрывать издержки банкротов, оплачивать «кассовые разрывы» предлагается коллегам.

Введение указанных поправок было бы логичным, если бы объединялись равноценные организации: по обороту, рискам, направлениям, финансовой устойчивости и прочим параметрам. Однако единая структура предполагает объединение и крупных «игроков»,  и небольших  компаний, деятельность которых сопряжена с минимальным риском: нет чартерных цепочек, большого потока туристов, обязательств перед отельерами на блоки мест и, что немаловажно, финансовых обязательств перед кредиторами.   С одной стороны -  все туроператоры, становясь членами ассоциации «Турпомощь» законодательно (!) получают, своего рода,  индульгенцию на невыполнение услуг по договору с туристом.  С другой – заранее вычислить  потенциального банкрота не представляется возможным  хотя бы по тому, что проведение необходимой аудиторской проверки перед вступлением в ассоциацию  не предусмотрено.

Следовательно, факторы риска не только не уменьшатся, но и возрастут, так как коллективная ответственность, в данном случае, притупляет ответственность персональную: ведь  в случае чего, убытки будут покрыты не из личного сейфа, а из общего!

3. В этом смысле создание ассоциации «Турпомощь» дискредитирует саму идею. Вместо того, чтобы глобально задуматься над тем, как защищать туристов от недобросовестных поставщиков, заранее придумывают планы по спасению. Несмотря на явную нелогичность новообразования, мы, тем не менее, полагаем, что объединения субъектов рынка, разумеется, возможны, но подобные структуры должны создаваться на равноценной основе и по добровольному принципу.  Более того, объединения не должны носить картельный характер, имея в качестве поддержки закон, который не просто принуждает туроператоров объединиться, но еще и диктует условие объединения, заведомо ставя в неравные финансовые условия участников объединения.  Законодательно определена сумма ежегодного взноса: 0,1% от оборота, но не менее 100 000  рублей от каждой компании.

На сегодняшний день туристский  рынок состоит из трех  сегментов: крупные "игроки", имеющие финансовую гарантию на 60 - 100 млн и более рублей ( 69 компаний), и 2153 туроператора, работающие в выездном туризме с финансовым обеспечением на 30 млн рублей. Это тот самый малый и средний бизнес, о котором так любят "заботиться" на всех уровнях. Как правило, компании с опытом работы от 10 и более лет, имеющие устойчивую репутацию, постоянных клиентов, свои собственные наработки не массового характера, а рассчитанные, прежде всего на индивидуальных туристов. Словом, ведут деятельность, сопряженную с минимальным риском. Обороты в таких компаниях гораздо более скромные, поэтому ежегодные выплаты в сто тысяч  рублей в некий фонд на покрытие убытков недобросовестных туроператоров, а также  обязательное выделение дополнительных средств на содержание аппарата «Турпомощи» кажутся нам более чем обременительными и несправедливыми. Уже в самой формулировке кроется противоречие, так как обороты небольших туроператорских компаний очень часто невысоки и, соответственно, взнос, равный  0,1% от оборота ниже, чем 100 000 руб. Напомним, что мы также ежегодно оплачиваем страховым учреждениям сумму  обеспечения финансовой гарантии на покрытие возможных рисков, связанных с нашей деятельностью.

Неоплата взноса в стабилизационный фонд "Турпомощь" автоматически лишает нас права вести туроператорскую деятельность (несмотря, повторим, на наличие финансовой гарантии) и выводит из состава Реестра Туроператоров. Мы становимся аутсайдерами в туризме, которому посвятили много лет, без которого не мыслим дальнейшей деятельности, а наши туристы, по сути, лишаются нашей - а не чьей-то либо - финансовой гарантии на оказание услуг по договору туроператора.

К сожалению, переход на исключительно агентскую деятельность (третий сегмент рынка), а именно:  продажа  турпродуктов  крупных туроператоров приведет к тому, что  мы лишим наших туристов индивидуального  сервиса, наработанных годами программ.  К тому же крупный  туроператорский бизнес просто захлебнется от невозможности выполнения всех заказов туристов, в том числе  сложных, малоприбыльных, за которые берутся небольшие туроператорские компании.

4. Фактически законодательно введен еще один крупный налог на коммерческую деятельность,  но только пойдет он не на нужды общества, не на поддержку тех сфер экономики, которые в этом нуждаются,  а на страхование рисков крупного бизнеса. Это своего рода "откат" за право называться туроператором. Более того расплывчаты и функции самой Ассоциации "Турпомощь". Согласно уставу данной организации, она является некоммерческой, однако имеет право открывать счета, в том числе за рубежом, распоряжаться свободными средствами с целью их инвестирования.  На сегодняшний день штат ассоциации практически не укомплектован, в этой связи выполнение ею главной задачи:  незамедлительное оказание экстренной помощи туристам в случае невозможности исполнения туроператором обязательств по договору с туристом  нам кажется проблематичным.

Мы уверены, что введенные в 2012 г дополнения к ФЗ "Об основах туристской деятельности" ст. 11.1- 11.5 приведут к переделу рынка, вытеснив малый и средний туроператорский бизнес.  Введение указанных  поправок  ФЗ «Об основах туристской деятельности», на которые так болезненно реагирует туристское сообщество, не сопровождалось массовым обсуждением. Мнения участников рынка  практически не были учтены, до сего времени туроператоров не пригласили на общее собрание, съезд, чтобы объяснить принципы работы ассоциации «Турпомощь».

Мы убедительно просим Вас способствовать тому, чтобы указанные выше поправки ст. 11.1 – 11. 5 к ФЗ «Об Основах туристской деятельности» в их  нынешней трактовке были приостановлены в силу изложенных выше причин и доработаны с учетом детального, глубокого изучения ситуации в выездном туризме при обязательном привлечении специалистов-практиков отрасли. 

 Добавим, что нами не движут интересы лишь одного сегмента туристского рынка, но отрасли в целом. Следует признать, что за последние годы туризм находится в перманентном состоянии ожидания новых и новых изменений, которые не способствуют главному: развитию, движению вперед.  Доверие к выездному туризму сильно подорвано банкротствами, откровенным мошенничеством некоторых туристских компаний, что заставляет власть разрабатывать очередные средства по ликвидации последствий. Это понятно, но изменения законодательства должны работать во благо всего общества, защищая права  потребителей и, одновременно, сохраняя, не разрушая то лучшее, что было создано участниками туристической отрасли.

P.S. Отсчет сейчас идет не только дней оставшихся до начала Олимпиады в Сочи, но и до того момента, когда туристический рынок России начет жить по новым правилам (6 мая) – осталось менее 3 месяцев.

07.02.2013, 18:37 | 1963 просмотров

Категории: Рынок

Тэги: турпомощь, противники турпомощи