Вам предлагают розовые очки?

И что вы говорите в ответ?

Приглашенный WorldTravelBiz эксперт туристического рынка, выбравший себе псевдоним Ноу-Мо-Сан (No More Sun), излучает бодрый пессимизм и призывает к разумному скепсису.

Разразившийся в полной мере в 2009 году экономический кризис не то, что не кончился, а и вообще не собирается кончаться – считает Ноу-Мо-Сан.

Дело в том, что мировая экономика перешагнула через определенный Рубикон, миновала «точку невозвращения». Кризис пошел по сценарию цепной «ядерной» реакции, а ее нельзя остановить.

Фактически сейчас как в мире, так и в России, происходят необратимые экономические изменения. Они имеют как политические последствия (что мы видим по шквалу забастовок во многих странах Запада), так и оказывают серьезное влияние на изменение образа жизни многих людей (no money - no honey).

Называйте нынешнее время как хотите - «пост-кризисное», рецессия, время перемен - в любом случае словесная маскировка не в силах скрыть то обстоятельство, что тяжелые времена продолжаются.

Однако вот что произошло в турбизнесе в 2010 году.

Многие туроператоры просто не могли (и не могут) ждать подлинного окончания кризиса. Во-первых, он может кончиться только лет через десять (или не кончится вовсе), а, во-вторых, шлейф задолженностей перед отелями и кредиторами, тянущийся еще с предыдущих сезонов, заставляет форсировать приток «кэша».

В результате объемы чартерных программ, поставленных в летнем сезоне 2010 года - как из Москвы, так и из других городов России, - существенно превосходил все разумные объемы (хотя кто-то может со мной и не согласиться).

Массированное перепроизводство турпродукта заставило операторов сбрасывать цены до ухода в минус. В итоге в летнем сезоне туристы вернулись, но вернулись без серьезных денег.

Сезон прошел под знаком дотаций туристам, при чем из кармана туроператоров.

Что же нас ждет впереди?

Болезненное зализывание «ран» летнего сезона и огромное напряжение сил, чтобы выдержать финансовую нагрузку, диктуемую необходимостью удержания долей рынка в зимнем сезоне.

Об оптимизации зимних программ речь сейчас не идет. Наоборот, авиакомпании размножают чартеры как кролики, а операторам предлагают хватать все новые блоки мест.

Будет ли зима ужасной?

Я скажу «конечно» - для тех, кто хочет зарабатывать, а не растрачиваться.

Но надеюсь, что она будет не беспредельно ужасной.

Вот такое мнение участника рынка мы услышали на днях. А какое мнение о текущем положении дел у вас?

04.10.2010, 00:46 | 1526 просмотров